История - Сошников Сергей
Полезная информация | Законодательные акты | Пресс-релизы |
Однажды, несколько лет назад, в шорном цехе зашёл какой-то разговор. И Валентина Ипатова сказала о "протезке": "Мы все здесь одна семья". Постараемся же заглянуть в семейную летопись с самого её начала.
В лихие годы война искалечила немало людей. Для них и была открыта протезно-сборочная мастерская в Йошкар-Оле. Пуск производства в эксплуатацию состоялся в июне 1942 года.
Почти половину работников, трудившихся в слесарном, шорном, столярном, сапожном цехах, составляли ученики, подростки, которым было 14,15,16 лет. Отсюда отправлялись и на фронт. С протезной мастерской ушли на войну Василий Букварев, Владимир Виноградов, Василий Соловьев, Владимир Дьячков, Накип Маманов и другие. Среди первых тружеников было немало переселенцев из западных областей, порою связанных между собой родственными узами, вернувшихся впоследствии на родину.
Сейчас в шорном цехе можно увидеть раскрашеные фигурки, оставленные на память сотрудникам Зоей Петровной Егоровой. Девушка Зоя стала ученицей шорного цеха протезной мастерской в июле 1942 года и познала все тяготы военного времени. Работала потом не только в шорном, но и в эмалютиновом, гипсовом цехах. Зоя Петровна трудилась на предприятии ещё в 1990-е годы.
В сложных условиях рождались первые достижения военных лет. За хорошую работу, перевыполнение норм труженики тыла вначале получали премии мануфактурой, промтоварами, мылом, пошивкой обуви за наличный расчет. За провинность наказывались урезкой нормы хлеба до 200 грамм.
Не обошли стороной протезную мастерскую и политические репрессии. В республиканской книге памяти мы находим имя Алексея Федоровича Красичкова, одного из первых сотрудников. Будучи уже пожилым человеком, он выполнял работу охранника-пожарника, уборщика цехов и истопника печей, дровокола вплоть до своего ареста в октябре 1944 года.
Врачами медчасти протезной мастерской военных лет были М.В.Жатькова, М.М.Селиванова. С первых месяцев работы начались поездки сотрудников по всем районам республики для приема заказов и выдачи готовой продукции инвалидам. Особенно часто выезжали в эвакогоспиталь, находившийся в Кожла-Соле. Выезжали затем и в районы Кировской области: Санчурск, Яранск, Салобеляк. В послевоенных документах протезной мастерской упоминается о приобретении лошадей, приеме на работу конюхов, а вскоре и о с трудом доставшейся от министерства соцобеспечения грузовой машине - полуторке.
Сразу после войны началось повышение квалификации сотрудников мастерской. К сентябрю 1945 года техник Екатерина Васильева поехала учиться в Ленинградский протезный техникум. По окончании, в 1948 году вернулась в протезную мастерскую, стала контрольным мастером. В последующие годы многие сотрудники предприятия выезжали на различные подготовительные курсы и семинары, проходившие в Москве, Ленинграде и других городах. Например, в 1959 году врач Ирина Георгиевна Угольникова и техник-протезист Лидия Степановна Никандрова были командированы в Москву, в ЦНИИ протезирования и протезостроения на сбор по освоению новых видов протезно-ортопедических изделий. Освоение новых видов протезно-ортопедических изделий стало неотъемлемым знаком работы предприятия на десятилетия вперед.
Преодолевая трудности, работники предприятия не обходились без традиционного веселья вроде новогодней ёлки или "производственных" шуток. Трудиться буквально от звонка до звонка порой не получалось. В один июльский день 1956 года обувщик Виталий Пластинин шутя подвел часы в своем цехе на 20 минут, чтобы заказчик Шубин не обвинил его в невыполнении к сроку заказа. В результате сапожники закончили работу раньше времени, а Пластинину потом за это было поставлено на вид.
Как известно, сначала протезная мастерская находилась в ветхом помещении на улице Палантая, где проживали и сами сотрудники. В декабре 1956 года она разместилась на улице Маяковского, 75. К 1958 году было построено общежитие для работников и служащих протезной мастерской и инвалидов, приезжающих на протезирование. В 1959 году открылось новое здание мастерской на улице Пролетарской, в котором кроме цехов и медицинского отдела организовали и стационар. Было проведено мероприятие по озеленению территории, на котором, как отмечается в документах, особое усердие проявила санитарка Мария Александровна Власова.
В тот год пришло много новых людей: несколько человек было переведено в сапожный (ортопедический) цех с фабрики индивидуального пошива обуви. В 1959 году открылся в протезной мастерской и пункт ушного протезирования (слухопротезный кабинет), где начали работать специалисты, врачи. Одним из первых его работников был техник Василий Михайлович Гуськов, специально прошедший обучение на Московском заводе слуховых аппаратов. В 1966 году он был командирован на протезно-ортопедическое предприятие г.Куйбышева для приобретения навыков по электронике для внедрения протезов верхних конечностей с биоэлектрической системой управления. С 1962 года и наша протезная мастерская именовалась уже протезно-ортопедическим предприятием. Интересно, в 1964-1965 годах на предприятии была даже должность швейцара, которую занимал Леонид Андреевич Новоселов, проживавший в интернате инвалидов.
В условиях советской действительности погоня за планом и стремление удовлетворить вышестоящие органы сочетались с проявлениями на работе человеческих слабостей, грубости. Во многих документах зафиксированы случаи дикого пьянства, и не только в цехах. Летом 1967 года водитель, отправившийся в командировку в Волжск, вёл машину в нетрезвом состоянии, а по прибытии стал безобразно разъезжать по городу в поисках свежей рыбы. Вместе с тем, вспоминая сегодня минувшие десятилетия, те, кто знал работников протезного предприятия тех далеких от нас лет, сожалеют, что сейчас нам как будто не хватает доброты, терпения, чуткости, присущих этим многое перенесшим людям.
На протяжении десятилетий многие люди устраивались потрудиться в Йошкар-Олинское протезное предприятие. И многие в силу различных обстоятельств и трудностей проработали здесь лишь небольшое время. Кадры менялись часто. Не только простые работники летели как щепки. За первые 30 лет со дня основания на предприятии сменилось 11 директоров: Максимов, Бухонов, Арбузов, Александров, Салакин, Панов, Вязьмин, Савченко, Рыжков, Бахтина, Слыханов. На этом фоне особое внимание привлекают те, кто проработал на "протезке" несколько десятилетий.
Одним из таких был "неисправимый работник" Александр Иванович Степанчиков. В ноябре 1942 года он пришел в протезную мастерскую сапожником. Он успел поработать на разных должностях и в разных цехах. В сентябре 1953 года был отстранен от работы как "неисправимый работник", но это не помешало ему вскоре, в июне 1954 года опять восстановиться на предприятии в качестве мастера-сапожника по седьмому разряду. Проработал Александр Степанчиков на предприятии, не смотря ни на какие трудности и нарекания, до октября 1983 года, а в 1984-м его не стало.
В одном цехе со Степанчиковым, начиная с 1951 года, работал славный мастер-обувщик Григорий Никитович Швачко, в многолетней трудовой деятельности которого тоже были не только светлые моменты. В ноябре 1962 года он пережил острый конфликт с обвинявшей его администрацией, позволив себе поругаться даже с явившимся на предприятие заместителем министра. Несмотря на это, Григорий Швачко продолжал свой труд на благо больных людей ещё долго.
Много лет отдала протезному производству начинавшая ученицей шорного цеха Калерия Николаевна Селемёнова (Карташова). Как и она, в сороковые годы начали свой длительный трудовой путь проработавшие большое время слесарь-протезист Николай Степанович Петров, закройщица Юлия Тимофеевна Ненарокова, мастер шорного дела Ольга Павловна Тимофеева(Яшкунчева), никелировщик-гальваник Андрей Степанович Бастраков и другие.
На протезном предприятии люди не только трудились, но и создавали семьи, и продолжали свое многолетнее служение благородному делу вместе. Из таких семейных пар особо выделяются Толгат Ярульевич Сабитов и его супруга Раиса Дмитриевна Сабитова (Бурушкина). Он начинал учеником сапожника в 1944-м, а она бригадиром ортопедического цеха в 1949 году...
Нельзя не отметить, что среди людей, внесших большой вклад в развитие протезного обслуживания инвалидов, были те, кто сам на себе испытывал страдания человека с ограниченными возможностями. Здесь трудилась Майя Ивановна Рыжкова (Кулакова). Эта прошедшая войну женщина пришла в Йошкар-Олинскую протезную мастерскую в ноябре 1953 года, техноруком, и стала подлинным руководителем и мастером протезного производства на многие годы. По воспоминаниям Д.Н. Сафиной, с детских лет пользовавшейся помощью протезистов-ортопедов и ныне работающей среди них, Майя Ивановна проявляла сочувственное, неравнодушное отношение к инвалидам, учила жить молодое поколение личным примером.
Незабвенно для протезно-ортопедического предприятия Йошкар-Олы имя слесаря-протезиста Александра Петровича Возмилова. Саша Возмилов, родившийся в 1951 году в г.Чебаркуле Челябинской области, стал инвалидом, когда ему было всего три годика. Он поступил на Йошкар-Олинскую "протезку" в порядке перевода из Кировского протезного предприятия 8 января 1971 года. Бывало, его полностью лишали премии, но до последних дней, превозмогая боли и болезни, 36 лет он скромно приходил на работу, чтобы обеспечить протезами ожидавших его помощи людей. Незадолго до ухода в вечность он вспоминал 1982 год, рассказывая о своем товарище по работе, слесаре Николае Васильевиче Ополеве. "Скажут, умер и не сделал", - произнес Николай Ополев, поднимая последнюю тяжесть на работе, и его жизнь оборвалась, когда он пришел домой на обед. Эти слова оказались верны и по отношению к трудовому подвигу Александра Возмилова.
...Всех имен тружеников Йошкар-Олинского протезно-ортопедического предприятия, оставивших яркий след в его истории, не перечислить, но их нельзя забывать. Сегодня их дело продолжается и развивается. Исполняя его, будем надеяться, верить, любить...